Мако́вский Владимир Егорович (1846-1920), российский живописец-передвижник. Брат К. Е. Маковского. Жизненные, тонко подмеченные сценки городского быта («Объяснение», 1889-1891), психологически убедительные полотна на социально-критические темы («Крах банка», 1881), образы интеллигенции («Вечеринка», 1875-1897).
* * *
МАКОВСКИЙ Владимир Егорович - МАКО́ВСКИЙ Владимир Егорович [26 января (7 февраля) 1846, Москва - 21 февраля 1920, Петроград], российский художник, выдающийся мастер жанрово-бытовой живописи.
От юмора к драме
Родился в семье Е. И. Маковского, бухгалтера и художника-любителя, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Брат живописца К. Е. Маковского (см. МАКОВСКИЙ Константин Егорович), дядя художественного критика С. К. Маковского (см. МАКОВСКИЙ Сергей Константинович). Еще мальчиком занимался живописью под руководством В. А. Тропинина (см. ТРОПИНИН Василий Андреевич). В 1861 поступил в основанное отцом училище, где одним из его наставников был С. К. Зарянко (см. ЗАРЯНКО Сергей Константинович). В 1870 выступил в числе основоположников «Товарищества передвижников (см. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК)».
Жанровые картины Владимира Маковского принадлежат к числу наиболее типичных, хрестоматийных образцов искусства «передвижников». Его ранние, гладко написанные, небольшие по формату композиции добродушно-анекдотичны, посвящены заботам и нехитрым радостям «маленького человека». Таковы, в частности, картины «В приемной у доктора» (1870) и «Любители соловьиного пения» (1872-1873). Часто посвящал свои композиции различным социальным типажам («Церковный сторож», 1866; «Шарманщик», 1879, и др.), в т. ч. деревенской детворе («Игра в бабки», 1870; и др.). Со временем в тонко разработанных психологических мизансценах Маковского все явственней проступала тема «униженных и оскорбленных» («Посещение бедных», 1874); наряду с этим все свободней, импрессионистичней становилась его кисть и все тоньше мастерство «режиссера».
Самые качественные свои вещи написал в 1880-1890- гг.: это и острые, на грани гротеска, социальные драмы, лучшей из которых является «Крах банка» (1881) - многофигурная композиция с взбудораженными людьми, скандально, отчаянно или с жуликоватой ухмылкой реагирующими на неожиданную весть о финансовой катастрофе, и печальные новеллы о выходцах из деревни, которых всасывает в себя мрачный и жестокий город («Свидание», 1883; «На бульваре», 1886-1887), и, наконец, совсем простые по сюжету, но в высшей степени трогательные лирические сценки («Объяснение» (в любви), 1889-91). В 1893 был избран профессором Академии художеств и в связи с этим переехал в Петербург.
Революционная тема
С годами в творчестве мастера четко проступили не только социально-созерцательные и социально-критические черты, но и открытые симпатии к леворадикальному движению. Целый ряд своих произведений он посвятил «новым людям», вставшим на путь борьбы с существующим строем. Этапной в данном плане явилась «Вечеринка» (1875-1897), где впервые в русской живописи был изображен революционный кружок, буквально у нас на глазах оформляющийся из дружеской компании, собравшейся для обсуждения «проклятых вопросов». Тема продолжена в картинах «Осужденный» (1879), «Оправданная» (1882), «Допрос революционерки» (1904).
Из романтического идеала или аллегории назревающая революция превратилась в произведениях Маковского в повседневный процесс. Наиболее социально-эпатажные из его вещей иной раз запрещались цензурой (подобно картине «Ходынка. Ваганьковское кладбище», 1896-1901). Совершив в 1896 поездку на Волгу, написал цикл образов народного дна, близких «босяцким» темам молодого М. Горького (см. ГОРЬКИЙ Максим). Однако общественная актуальность не сопровождалась большими художественными успехами: к началу 20 в. живопись Маковского становилась все более вялой, тусклой, лишенной прежнего лиризма.
Успешно выступал также как портретист («Художник И. М. Прянишников», 1883; и др.), книжно-журнальный иллюстратор и педагог (с 1882 преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества, а затем - в Академии художеств).